ДОСТУПНАЯ СРЕДА   

 

 

 

 

 

 

Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа «Доступная среда», цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

Инвалиды с нарушением зрения и слуха

 Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

 Временно нетрудоспособные

 Беременные женщины

 Люди с детскими колясками

 Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В современном образовании поставлена цельобеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида): дошкольное воспитание;

внешкольное воспитание и образование;

среднее общее образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Согласно ст.2 п.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

 

 

Состояние доступности образовательного учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учётом потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Центральный вход оборудован кнопкой вызова.

Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход».

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. 

Сведения об оборудованных учебных кабинетах, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

В детском саду для использования инвалидами и лицами с ОВЗ имеются: групповые помещения,2 музыкальных зала,спортивный зал.Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в соответствии с рекомендациями медицинских специалистов. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам, подход к оборудованию беспрепятственный, развивающая предметно-пространственная среда приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. При организации образовательной деятельности для ребенка-инвалида созданы равные условия с другими детьми, путем проведения индивидуальной работы.Объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется.

Об условиях питания и охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Созданы условия для организации питания воспитанников, хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

Организация питания детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Продукты принимаются завхозом детского сада при наличии сертификатов и маркировочных ярлыков, регистрируются в бракеражном журнале сырых продуктов. Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятиями – изготовителями в соответствии с нормативно-технической документацией. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, санитарным состоянием пищеблока, хранением продуктов, соблюдением сроков реализации продуктов осуществляет заведующий и медицинский работник.

Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

 

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ.

Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ в детском саду осуществляет старшая медицинская сестра.

 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ— нет.

 

Сведения о доступе к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ. Дети с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе по адаптированной образовательной программе.

Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ в ДОУ не имеется.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и инвалидов отсутствуют.

Общежитие, интернат, жилые помещения в общежитии, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, для иногородних воспитанников отсутствуют.

 

Нормативно правовые акты федерального значения 

 

Конституция Российской Федерации скачать

 

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»ссылка

 

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годыссылка

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»ссылка

 

 

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»ссылка

 

 

Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 29.07.2017) ссылка

 

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ссылка

 

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» ссылка

 

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы ссылка

 

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года ссылка

 

 

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)ссылка

 

 

Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

 ссылка

 

Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»ссылка

 

 

 

 

728x90.png